ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  • 1.1
    Настоящие Правила в соответствии с Законом Украины «О дорожном движении» устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Украины. Другие нормативные акты, касающиеся особенностей дорожного движения (перевозка специальных грузов, эксплуатация транспортных средств отдельных видов, движение на закрытой территории и т.п.), должны основываться на требованиях настоящих Правил.
  • 1.2
    В Украине установлено правостороннее движение транспортных средств.
  • 1.3
    Участники дорожного движения обязаны знать и неукоснительно выполнять требования настоящих Правил, а также быть взаимно вежливыми.
  • 1.4
    Каждый участник дорожного движения имеет право рассчитывать на то, что и другие участники выполняют настоящие Правила.
  • 1.5
    Действия либо бездействие участников дорожного движения и прочих лиц не должны создавать опасность или препятствие для движения, угрожать жизни или здоровью граждан, причинять материальный ущерб.
    Лицо, создавшее такие условия, обязано незамедлительно принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения на этом участке дороги и принять все возможные меры для устранения препятствий, а если это невозможно, предупредить о них других участников дорожного движения, сообщить подразделению милиции, владельцу дороги или уполномоченному им органу.
  • 1.6
    Использовать дороги не по их назначению и устанавливать средства организации дорожного движения разрешается только по согласованным с Госавтоинспекцией решениям владельцев дорог или уполномоченных ими органов.
  • 1.7
    Водители, пешеходы и пассажиры обязаны быть особенно внимательными к таким категориям участников дорожного движения, как дети, люди преклонного возраста и лица с явными признаками инвалидности.
  • 1.8
    Ограничения в дорожном движении, кроме предусмотренных настоящими Правилами, могут быть введены в установленном законодательством порядке.
  • 1.9
    Лица, нарушающие настоящие Правила, несут ответственность согласно законодательству.
  • 1.10
    Термины, приведенные в настоящих Правилах, имеют следующее значение:
    • автобус - автомобиль с количеством мест для сидения более девяти, с местом водителя включительно, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и их багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности;
    • автомагистраль - автомобильная дорога, начало и конец кото­рой обозначаются дорожными знаками 5.1
      , 5,2, имеет для каждого направления движения отдельные проезжие части, разделенные разделительной полосой, не имеет пересечений на одном уровне с другими дорогами, железнодорожными и трамвайными путями, пешеходными либо велосипедными дорожками;
    • велосипедист - лицо, которое управляет велосипедом;
    • трамвайный путь - элемент дороги, предназначенный для движения рельсовых транспортных средств, который ограничивается по ширине специально выделенной отмосткой трамвайной линии или дорожной разметкой. По трамвайному пути допускается движение нерельсовых транспортных средств в соответствии с разделом 11 настоящих Правил;
    • тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, который примыкает к проезжей части или отделен от нее газоном;
    • темное время суток - часть суток от окончания вечерних (30 мин после захода солнца) до начала утренних сумерек (30 мин до восхода солнца);
    • транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки людей и (или) груза, а также установленного на нем специального оборудования или механизмов;
    • стоянка - прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с необходимостью выполнения требований настоящих Правил, посадкой (высадкой) пассажиров, погрузкой (разгрузкой) груза;
    • полоса движения - продольная полоса на проезжей части шириной не менее 2,75м, обозначенная или не обозначенная дорожной разметкой и предназначенная для движения нерельсовых транспортных средств;
    • разделительная полоса - выделенный конструктивно или при помощи сплошных линий дорожной разметки 1.1 или 1.2 элемент автомобильной дороги, который разделяет смежные проезжие части. Разделительная полоса не предназначена для движения или стоянки транспортных средств. При наличии на разделительной полосе тротуара по нему разрешается движение пешеходов;
    • рельсовое транспортное средство - трамвай и платформы со специальным оборудованием, движущиеся по трамвайным путям. Все прочие транспортные средства, участвующие в дорожном движении, считаются нерельсовыми;
    • регулировщик - работник милиции, военной инспекции безопасности дорожного движения, дорожно-эксплуатационной службы, дежурный на железнодорожном переезде, паромной переправе, имеющие соответствующее удостоверение и экипировку (форменная одежда или опознавательный знак, нарукавная повязка, жезл, диск с красным сигналом или световозвращателем, красный фонарь или флажок) и регулирующие дорожное движение;
    • проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения нерельсовых транспортных средств. Дорога может иметь несколько проезжих частей, границами которых являются разделительные полосы;
    • прицеп - транспортное средство, предназначенное для движения только в соединении с иным транспортным средством. К этому виду транспортных средств относятся также полуприцепы и прицепы-роспуски;
    • пешеходная дорожка - дорожка с покрытием, предназначенная для движения пешеходов, выполненная в пределах дороги или вне ее и обозначенная знаком 4.13
      ;
    • пешеходный переход - участок проезжей части или инженерное сооружение, предназначенные для движения пешеходов через дорогу. Пешеходные переходы обозначаются дорожными знаками 5.35.1
      - 5.37.2
      , дорожной разметкой 1.14.1 - 1.14.3, пешеходными светофорами. При отсутствии дорожной разметки границы пешеходного перехода определяются расстоянием между дорожными знаками или пешеходными светофорами, а на перекрестке, при отсутствии пешеходных светофоров, дорожных знаков и разметки, - шириной тротуаров или обочин; Регулируемым считается пешеходный переход, движение по которому регулируется светофором или регулировщиком, нерегулируемым - пешеходный переход, на котором нет регулировщика, светофоры отсутствуют или выключены либо работают в режиме мигания желтого сигнала;
    • пешеход - лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортных средств и не выполняющее на дороге какую-либо работу. К пешеходам приравниваются также лица, движущиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску;
    • перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, границей которого являются воображаемые линии между началом закруглений краев проезжей части каждой из дорог. Не считается перекрестком место примыкания к дороге выезда с примыкающей территории;
    • преимущество - право на первоочередное движение по отношению к другим участникам дорожного движения;
    • препятствие для движения - неподвижный объект в пределах полосы движения транспортного средства или объект, движущийся попутно в пределах этой полосы (за исключением транспортного средства, движущегося навстречу общему потоку транспортных средств) и вынуждающий водителя маневрировать либо уменьшать скорость вплоть до остановки транспортного средства;
    • ограниченная обзорность - видимость дороги в направлении движения, ограниченная геометрическими параметрами дороги, придорожными инженерными сооружениями, насаждениями и прочими объектами, а также транспортными средствами;
    • обзорность - объективная возможность видеть дорожную обстановку с места водителя;
    • пассажир - лицо, пользующееся транспортным средством и находящееся в нем, но не причастное к управлению им;
    • обгон - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения;
    • недостаточная видимость - видимость дороги в направлении движения менее 300 м. в сумерках, в условиях тумана, дождя, снегопада и т.п.;
    • населенный пункт - застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначаются дорожными знаками 5.45
      , 5.46
      , 5.47
      , 5.48
      ;
    • опасность для движения - изменение дорожной обстановки (в том числе появление подвижного объекта, приближающегося к полосе движения транспортного средства либо пересекающего ее) или технического состояния транспортного средства, которое угрожает безопасности дорожного движения и вынуждает водителя немедленно уменьшить скорость или остановиться. Отдельным случаем опасности для движения является движение в пределах полосы транспортного средства иного транспортного средства навстречу общему потоку;
    • мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, имеющее двигатель с рабочим объемом 50 куб.см. и более. К мотоциклам приравниваются мотороллеры, мотоколяски, трехколесные и другие механические транспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 400 кг;
    • мопед - двухколесное транспортное средство, имеющее двигатель с рабочим объемом до 50 куб.см. или электродвигатель мощностью до 4 кВт;
    • мост - сооружение, предназначенное для движения через реку, овраг и иные препятствия, границами которого являются начало и конец пролетных сооружений;
    • микроавтобус - одноэтажный автобус с количеством мест для сидения не более семнадцати, с местом водителя включительно;
    • механическое транспортное средство - транспортное средство, приводимое в движение с помощью двигателя. Этот термин распространяется на тракторы, самоходные машины и механизмы, а также троллейбусы и транспортные средства с электродвигателем мощностью свыше 3 кВт;
    • маршрутные транспортные средства (транспортные средства общего пользования) - автобусы, микроавтобусы, троллейбусы, трамваи и такси, движущиеся по установленным маршрутам и имеющие определенные места на дороге для посадки (высадки) пассажиров;
    • легковой автомобиль - автомобиль с количеством мест для сидения не более девяти с местом водителя включительно, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и их багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности;
    • крайнее положение на проезжей части - положение транспортного средства на расстоянии от края проезжей части (середины проезжей части или разделительной полосы), которое не дает возможности двигаться попутному транспортному средству (в том числе двухколесному) еще ближе к краю проезжей части (середине проезжей части или разделительной полосе);
    • край проезжей части (для нерельсовых транспортных средств) - видимая условная либо обозначенная дорожной разметкой линия на проезжей части в месте ее примыкания к обочине, тротуару, газону, разделительной полосе, полосе для движения трамваев, велосипедной или пешеходной дорожке;
    • колона транспортных средств - организованная группа из трех и более транспортных средств, совместно движущихся в одном направлении непосредственно друг за другом с постоянно включенным ближним светом фар;
    • видимость в направлении движения - максимальное расстояние, на котором с места водители можно четко распознать границы элементов дороги и расположение участников движения, что позволяет водителю ориентироваться во время управления транспортным средством, в частности для выбора безопасной скорости и осуществления безопасного маневра;
    • велосипедная дорожка - выполненная в пределах дороги или вне ее дорожка с покрытием которая предназначена для движения на велосипедах и мопедах и обозначена дорожным знаком 4.12;
    • буксировка - перемещение одним транспортным средством другого транспортного средства, которое не относится к эксплуатации транспортных составов, на жесткой или гибкой сцепке либо способом частичной погрузки на платформу или специальное опорное приспособление;
    • грузовой автомобиль - автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки грузов;
    • велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, приводимое в движение мускульной силой человека, находящегося на нем;
    • безопасная скорость - скорость, при которой водитель имеет возможность безопасно управлять транспортным средством и контролировать его движение в конкретных дорожных условиях;
    • безопасный интервал - расстояние между боковыми частями движущихся транспортных средств либо между ними и другими объектами, при котором обеспечена безопасность дорожного движения;
    • безопасная дистанция - расстояние до транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе, которое в случае его внезапного торможения или остановки позволит водителю транспортного средства, движущегося сзади, избежать столкновения без выполнения какого-либо маневра;
    • автомобильная дорога, улица (дорога) - часть территории, в том числе в населенном пункте, предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов, со всеми расположенными на ней сооружениями (мостами, путепроводами, эстакадами, надземными и подземными пешеходными переходами) и средствами организации дорожного движения, и ограниченная по ширине внешним краем тротуаров или краем полосы отвода. Этот термин включает также специально построенные временные дороги, кроме произвольно накатанных дорог (колей);
    • железнодорожный переезд - пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне;
    • ослепление - физиологическое состояние водителя вследствие воздействия света на его зрение, когда водитель объективно не имеет возможности обнаружить препятствия или распознать границы элементов дороги на минимальном расстоянии;
    • остановка - прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут или более, если это необходимо для посадки (высадки) пассажиров либо погрузки (разгрузки) груза,. выполнения требований настоящих Правил (предоставление преимущества в движении, выполнение требований регулировщика, сигналов светофора и т.п.);
    • колона пешеходов - организованная группа людей, движущихся по проезжей части в одном направлении;
    • жилая зона - дворовые территории, а также части населенных пунктов, обозначенные дорожным знаком 5.31
      ;
    • эстакада - инженерное сооружение для движения транспортных средств и (или) пешеходов, поднятия одной дороги над другой в месте их пересечения, а также для создания дороги на определенной высоте, не имеющей съездов на другую дорогу;
    • эксплуатация транспортного состава - транспортировка тягачом прицепа согласно инструкции по его использованию (соответствие прицепа тягачу, наличие страховочного соединения, единой системы сигнализации, освещения и т.п.);
    • дорожная обстановка - совокупность факторов, характеризующихся дорожными условиями, наличием препятствий на определенном участке дороги, интенсивностью и уровнем организации дорожного движения (наличие дорожной разметки, дорожных знаков, дорожного оборудования, светофоров и их состояние), которые должен учитывать водитель во время выбора скорости, полосы движения и приемов управления транспортным средством;
    • дорожные условия - совокупность факторов, характеризующих (с учетом времени года, периода суток, атмосферных явлений, освещенности дороги) видимость в направлении движения, состояние поверхности проезжей части (чистота, ровность, шероховатость, сцепление), а также ее ширину, величину уклонов на спусках и подъемах, виражей и закруглений, наличие тротуаров или обочин, средств организации дорожного движения и их состояние;
    • дорожно-транспортное происшествие - событие, происшедшее во время движения транспортного средства, вследствие которого погибли или ранены люди, либо нанесен материальный ущерб;
    • разрешенная максимальная масса - масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, которая установлена технической характеристикой транспортного средства как максимально допустимая. Разрешенная максимальная масса автопоезда - это сумма разрешенной максимально допустимой массы каждого транспортного средства, входящего в состав автопоезда;
    • уступить дорогу - требование к участнику дорожного движения не продолжать или не возобновлять движение, не осуществлять каких-либо маневров (за исключением требования освободить занимаемую полосу движения),если это может вынудить других участников дорожного движения, имеющих преимущество, изменить направление движения или скорость;
    • главная дорога - дорога с покрытием относительно грунтовой или обозначенная знаками 1.22
      , 1.23.1
      -1.23.4
      и 2.3
      . Наличие на второстепенной дороге покрытия непосредственно перед перекрестком не приравнивает ее по значению к пересекаемой;
    • тормозной путь - расстояние, которое проходит транспортное средство во время экстренного торможения с начала воздействия на орган управления тормозной системой (педаль, рукоятку) до места его остановки;
    • опережение - движение транспортного средства со скоростью, превышающей скорость попутного транспортного средства, движущегося рядом по смежной полосе;
    • владелец транспортного средства - физическое или юридическое лицо, обладающее имущественными правами на транспортное средство и имеющее на это соответствующие документы;
    • водитель - лицо, которое управляет транспортным средством и имеет удостоверение водителя на право управления транспортным средством соответствующей категории. Водителем является также лицо, обучающее управлению, находясь непосредственно в транспортном средстве;
    • вынужденная остановка - прекращение движения транспортного средства из-за его технического состояния или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) либо препятствием на дороге;
    • обочина - выделенный конструктивно или сплошной линией дорожной разметки элемент автомобильной дороги, примыкающий непосредственно к внешнему краю проезжей части, расположенный с ней на одном уровне и не предназначенный для движения транспортных средств, кроме случаев, предусмотренных настоящими Правилами. Обочина может использоваться для остановки и стоянки транспортных средств, движения пешеходов, мопедов, велосипедов (при отсутствии тротуаров, пешеходных, велосипедных дорожек или при невозможности передвигаться по ним), гужевых повозок (саней);
    • участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения на дороге в качестве пешехода, водителя, пассажира, погонщика животных;
    • путепровод - инженерное сооружение мостового типа над другой дорогой (железной дорогой) в месте их пересечения, обеспечивающее движение по нему на разных уровнях и дающее возможность съезда на другую дорогу;
    • примыкающая территория - территория, которая примыкает к краю проезжей части и не предназначена для сквозного проезда, а лишь для въезда во дворы, на стоянки, автозаправочные станции, строительные площадки и т.п. или выезда с них.