РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

  • 8.1
    Регулирование дорожного движения осуществляется при помощи дорожных знаков, дорожной разметки, дорожного оборудования, светофоров, а также регулировщиками.
  • 8.2
    Дорожные знаки могут устанавливаться временно и постоянно. Временные дорожные знаки размещаются на переносных устройствах или дорожном оборудовании либо закрепляются на щите с фоном желтого цвета и имеют преимущество перед постоянными дорожными знаками и дорожной разметкой.
  • 8.3
    Сигналы регулировщика имеют преимущество перед сигналами светофоров и требованиями дорожных знаков приоритета и являются обязательными для выполнения.
    Сигналы светофоров, кроме желтого мигающего, имеют преимущество перец дорожными знаками приоритета.
    Водители и пешеходы должны выполнять дополнительные требования регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофоров, требованиям дорожных знаков и разметки.
  • 8.4
    ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ (раздел 33 настоящих Правил) делятся на группы:
    • е)
      таблички к дорожным знакам. Уточняют или ограничивают действие знаков, вместе с которыми они установлены.
    • а)
      предупреждающие знаки. Информируют водителей о приближении к опасному участку дороги и характере опасности. Во время движения по этому участку необходимо принять меры для безопасного проезда;
    • б)
      знаки приоритета. Устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги;
    • в)
      запрещающие знаки. Вводят или отменяют определенные ограничения в движении;
    • г)
      предписывающие знаки. Показывают обязательные направления движения или разрешают некоторым категориям участников движение по проезжей части или отдельным ее участкам, а также вводят или отменяют некоторые ограничения;
    • ґ)
      информационно-указательные знаки. Вводят или отменяют определенный режим движения, а также информируют участников дорожного движения о расположении населенных пунктов, различных объектов, территорий, где действуют специальные правила;
    • д)
      знаки сервиса. Информируют участников дорожного движения о расположении объектов обслуживания;
  • 8.5
    ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА (раздел 34 настоящих Правил) делится на горизонтальную и вертикальную, и используется отдельно либо совместно с дорожными знаками, требования которых она подчеркивает или уточняет.
    • 8.5.1
      Горизонтальная дорожная разметка устанавливает определенный режим и порядок движения. Наносится на проезжей части или по верху бордюра в виде линий, стрелок, надписей, символов и т.п. краской либо иными материалами соответствующего цвета согласно пункту 1 раздела 34 настоящих Правил.
    • 8.5.2
      Вертикальная разметка в виде полос белого и черного цвета на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог предназначена для зрительного ориентирования.
  • 8.6
    ДОРОЖНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ применяется как вспомогательное средство регулирования дорожного движения.
    К нему относятся:
    • ж)
      шумовые полосы для повышения внимания участников дорожного движения на опасных участках дорог.
    • е)
      вставки разметочные дорожные для улучшения зрительного ориентирования водителей на проезжей части;
    • и)
      устройства принудительного снижения скорости транспортных средств;
    • а)
      ограждения и световое сигнальное оборудование в местах строительства, реконструкции и ремонта дорог;
    • б)
      предупреждающие световые круглые тумбы, устанавливаемые на разделительных полосах или островках безопасности;
    • в)
      направляющие столбики, предназначенные для обеспечения видимости внешнего края обочин и опасных препятствий в условиях недостаточной видимости. Обозначаются вертикальной разметкой и должны быть оборудованы световозвращателями: справа - красного цвета, слева - белого;
    • г)
      выпуклые зеркала для расширения обзорности водителям транспортных средств, проезжающих перекресток или другое опасное место с недостаточной обзорностью;
    • ґ)
      дорожные ограждения на мостах, путепроводах, эстакадах, насыпях и других опасных участках дорог;
    • д)
      пешеходные ограждения в опасных для перехода проезжей части местах.
  • 8.7
    СВЕТОФОРЫ предназначены для регулирования движения транспортных средств и пешеходов, имеют световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цветов, расположенные вертикально либо горизонтально. Сигналы светофора могут быть с нанесенной сплошной или контурной стрелкой (стрелками), с силуэтом пешехода, Х-образные.
    На уровне красного сигнала светофора с вертикальным расположением сигналов может устанавливаться табличка белого цвета с нанесённой на ней стрелкой зелёного цвета.
    • 8.7.1
      В светофорах с вертикальным расположением сигналов сигнал красного цвета - сверху, зеленого - снизу, а с горизонтальным: красного - слева, зеленого - справа.
    • 8.7.2
      Светофоры с вертикальным расположением сигналов могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), расположенными на уровне сигнала зеленого цвета.
    • 8.7.3
      Сигналы светофора имеют следующие значения:
    • 8.7.4
      Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, направление движения на которых может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным Х-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелки, направленной вниз. Эти сигналы запрещаю или разрешают движение по полосе, над которой они расположены. Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелки, наклоненной по диагонали вниз вправо, включение которого запрещает движение по полосе, обозначенной с обеих сторон дорожной разметкой 1.9, и информирует о смене сигнала реверсивного светофора и необходимости перестроения на полосу движения справа. При выключенных сигналах реверсивного светофора, расположенного над полосой, обозначенной с обеих сторон дорожной разметкой 1.9. въезд на эту полосу запрещен.
    • 8.7.5
      Для регулирования движения трамваев могут применяться светофоры с четырьмя сигналами бело-пунного цвета, расположенными в виде буквы «Т». Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний - прямо, правый - направо. Если включены только три верхних сигнала - движение запрещено. В случае выключения или неисправности трамвайных светофоров водители трамваев должны руководствоваться требованиями светофоров со световыми сигналами красного, желтого и зеленого цветов.
    • 8.7.6
      Для регулирования движения на железнодорожных переездах применяются светофоры с двумя красными сигналами или одним бело-лунным и двумя красными, имеющими следующие значения:
    • 8.7.7
      Если сигнал светофора имеет вид силуэта пешехода, его действие распространяется только на пешеходов, при этом зеленый сигнал разрешает движение, красный - запрещает. Для слепых пешеходов может быть включен звуковой сигнал, разрешающий движение пешеходов.
  • 8.8
    СИГНАЛЫ РЕГУЛИРОВЩИКА. Сигналами регулировщика являются положения его корпуса, а также жесты руками, в том числе с жезлом или диском с красным световозвращателем, имеющие следующие значения:
    • а)
      руки вытянуты в стороны, опущены или правая рука согнута перед грудью: с левой и правой сторон - разрешено движение трамвая прямо, нерельсовым транспортным средствам - прямо и направо; пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной и перед грудью регулировщика; со стороны груди и спины - движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено;
    • б)
      правая рука вытянута вперед: с левой стороны - разрешено движение трамвая налево, нерельсовым транспортным средствам - во всех направлениях; пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика; со стороны груди - всем транспортным средствам разрешено движение только направо; с правой стороны и спины - движение всех пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика;
    • в)
      рука поднята вверх: движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях. Жезл применяется только работниками подразделений Госавтоинспекции и военной инспекции безопасности дорожного движения. Для привлечения внимания участников дорожного движения применяется сигнал, поданный свистком. Регулировщик может подавать другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.
  • 8.9
    Требование об остановке транспортного средства подается работником милиции:
    • а)
      жезлом или рукой, указывающей на это транспортное средство;
    • б)
      при помощи включенного проблескового маячка синего и красного или только красного цвета и (или) специального звукового сигнала;
    • в)
      при помощи громкоговорящего устройства;
    • г)
      при помощи специального табло, на котором указывается требование об остановке транспортного средства.
    • Водитель должен остановить транспортное средство в месте, на которое ему будет указано, с соблюдением правил остановки.
  • 8.10
    При подаче светофором (кроме реверсивного) или регулировщиком сигнала, запрещающего движение, водители должны остановиться перед дорожной разметкой 1.12 (стоп-линия), дорожным знаком 5.62 «Место остановки». Если их нет - не ближе 10 м до ближайшего рельса перед железнодорожным переездом, перед светофором, пешеходным переходом, а если и они отсутствуют и во всех прочих случаях - перед пересекаемой проезжей частью, не создавая препятствий для движения пешеходов.
  • 8.11
    Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановить транспортное средство в месте, предусмотренном пунктом 8.10
    настоящих Правил, не прибегая к экстренному торможению, разрешается двигаться дальше при условии обеспечения безопасности дорожного движения.
  • 8.12
    Запрещается самовольно устанавливать, снимать, повреждать или закрывать дорожные знаки, технические средства организации дорожного движения (вмешиваться в их работу), размещать плакаты, афиши, рекламные носители и устанавливать устройства, которые могут быть приняты за знаки и другие устройства регулирования дорожного движения либо могут ухудшить их видимость или эффективность, ослепить участников дорожного движения, отвлечь их внимание и поставить под угрозу безопасность дорожного движения.